Category: музыка

Технология и почему 24 бита

Критическая полоса - это определённая ширина полосы, внутри которой слуховые ощущения резко изменяются. Ширина критических полос с повышением частоты пропорционально расширяется. Поэтому, ощущение консонансов и диссонансов напрямую связано с наличием критических полос. 

Ухо здорового человека, выполняет роль полосового фильтра на определённом этапе анализа звуковых волн. Эта роль отводится базилярной мембране, на которой располагается 24 критических полосы с частотнозависимой шириной.

Ухо здорового человека;
Ухо здорового человека;
Collapse )

Например, студийное расширение Roland VS8F-3 поддерживает разрядность 56 бит при частоте 96 kHz. Этого вполне достаточно для работы с ультразвуком и выделения из шумов чистого сигнала, но обычно в естественной ситуации, вам это не потребуется даже на продвинутой Hi-End технике. 

Она просто не сможет воспроизвести эти частоты и силу сигнала. Хотя, если вы записывали летучих мышей... А зачем вы записываете разговоры летучих мышей? 

UPD: по просьбам в комментариях сделал сравнение одной песни с разным битрейтом и разной частотой дискретизации.

А основная статья переехала на новый адрес!

Эффект Доплера в акустике

Эффект Доплера — изменение частоты и, соответственно, длины волны излучения, воспринимаемое наблюдателем (приёмником), вследствие движения источника излучения и/или движения наблюдателя (приёмника). 

К частному случаю эффекта Доплера можно отнести эффект изменения частоты звука при отражении и прохождении через границу между двумя средами, которая движется относительно самих сред, остающихся неподвижными. 

Эффект Доплера в акустике;
Эффект Доплера в акустике;
Collapse )

Конечно это не вернёт нам на 100% звук партии, но даст очень чёткое представление о звучании конкретного инструмента и технике исполнения. 


Инерционность слуха

От высоты тона зависит и восприятие сигнала во времени. Так, очень кратковременное звучание (менее 15 мс) любой частоты покажется на слух щелчком — человек не сможет различить высоту тона для такого сигнала.

Высота тона начинает восприниматься лишь после 15 мс для частот в полосе 1-2 kHz и только спустя 60 мс — для частот ниже 500 Hz. Это явление при сведении нивелируется сдвигом бас-партии немного раньше атаки метронома.

Инерционность слуха;
Инерционность слуха;
Collapse )

На этом психоакустическом принципе строится техника сведения, когда бас-трек осознанно смещается чуть назад для достижения эффекта одновременного звучания. И по этой же причине искуственная квантизация баса всё ещё плохо работает.

#2. История струн и реставрация звука

В первом материале мы рассмотрели историю струн и закончили на том, что к 18-му веку в науке изучение колебаний приобрело системный характер и активно совершенствовались технологии изготовления струн.

Материалы струн оставались всё те же, но появились явные попытки поставить знания на научную основу и определить зависимости.

Струны для акустических и электрогитар, СССР, 80-е годы;
Струны для акустических и электрогитар, СССР, 80-е годы;
Collapse )

P.S. Для тех кто знает меня лично — коллеги, вы когда что-то спрашиваете по статье, пишите в комментарии, пожалуйста. Я точно так же отвечу как и в скайп, только это может быть интересно остальным читателям. Кроме того, я знаю только то, что знаю. А здесь больше людей, мнений и доводов. Так гораздо интереснее! ))

Как часто вы меняете струны, чем чистите, всегда ли ставите новые на запись? Пишите в комментарии, добавляйтесь в друзья, не стесняйтесь!

Строй для 6, 7, 8-ми струнных гитар

Продолжаю выкладывать шпаргалки для настройки инструментов. Сегодня в меню ноты на грифе для электрогитар (и акустических тоже, но они реже попадаются), при классическом строе «ми, си, соль, ре, ля, ми». Если вчера пропустили — вчерашний материал про ноты на грифе бас-гитары.

Классический, открытый и пониженный строй;
Collapse )

Часто встречаю двоякое указание строя — классическая мантра ми-си-соль-ре-ля-ми и этот же строй, записанный латиницей, по какой-то неведомой мне причине уродуют и на всех альтернативных строях пишут от низкой струны к высокой. 

Наоборот считаются скрипки, а гитары, банжо, балалайки записываются как положено — в классическом виде от высокой к низкой. Это мы видим и при чтении табов — слева направо и сверху вниз, от тонкой струны к толстой.

Везде где я спрашивал откуда пошла такая вывернутая практика, никто не ответил. «Все пишут — значит правильно». Меня такой ответ не устраивает, в материале про бас я разобрался почему используют B вместо H. Здесь ответа пока нет, поэтому делаю правильные табы в соответствии с классическим строем. 

Вы знаете почему пониженные строи стали записывать в обратную сторону? Пишите в комментариях, подискутируем!

Строй для 4, 5 и 6-ти струнного баса

Пока жду оборудование для качественной фотосъёмки и видеообзоров, готовлю серию материалов по звуку. Приходится много вспоминать и ещё больше учить. 

Выкладывать материал нужно комплексно и, чтобы не забрасывать блог — решил пока заполнить время между обзорами чем-нибудь полезным. Заодно вспомнил, что когда-то я занимался юзабилити и что лучший редактор табов, это фотошоп!

Рекомендовано распечатать и повесить над столом;

Текста в этот раз будет немного, зато картинки большие, готовы к распечатке в 300 dpi.  Пользуйтесь на здоровье!

В комплекте стандартный басовый строй — рыженький для 4-х струнных басов, жёлтенький — дополнительная пятая струна. Белая — шестая повышенная. 

Скачать архив: таблица нот на грифе и бланки для табов (zip, А2, 300 dpi).

Collapse )

Надеюсь удобно получилось. Завтра будут 6-ти, 7-ми, 8-ми струнные гитары — классический строй. 

А ещё я решил сделать календари с этими шпаргалками. В каком строе вы играете и в какой тональности?

UPD: Перерисовал нафиг. Сейчас всё ровно и красиво. В архиве картинки подготовленные к печати и PDF.

Как настроить маультроммель?

Есть отличный этнический инструмент Maultrommel (Австрия). Он же варган, он же хомус и прочее. Все про него слышали, но даже те, кто покупает себе побаловаться не знают, что основной тон задаётся мастером, а вот тонкая настройка доступна музыканту.

Некоторые бездумно пытаются раскручивать спираль или подрезать и гнуть пластину. Этого категорически нельзя делать. Костяные настраивать не умею, а как настроить металлический коусянь (Кит.) поделюсь. 

Варган Рыбникова (Уральский)
Варган Рыбникова (Уральский)
Collapse )

Какие этнические инструменты вы бы хотели разобрать в следующих материалах? 

Активные мониторы ближнего поля

Чаще всего в домашних студиях нет места для расстановки мониторов в несколько уровней. Из экономии пространства и ограничений уровня допустимого шума в многоквартирных домах полноценный мастеринг затруднён, но качественное сведение ещё возможно. Для этого стоит использовать пару «наушники / активные мониторы». 

Лучше выбирать мониторы с хорошим диапазоном, но не особенно мощные, поскольку они раскрывают звук в полной мере примерно на 80% от предельной громкости. 

Комплект студийных мониторов ближнего и среднего поля с сабвуфером;
Комплект студийных мониторов ближнего и среднего поля с сабвуфером;
Collapse )

Плюс компенсирую ими высокие частоты. Какие мониторы используете при сведении и какие при мастеринге?

Симулятор гитарного кабинета

Когда нет компьютера, звуковой, гитарист играет голый в поле напрямую в комбик и нет перспектив, то чтобы разнообразить звучание инструмента придумали симулятор кабинета. Кабсим (он же спикерсим или спикерсимулятор) моделирует сигнал, как будто музыкант играет через кабинет и снимает звук микрофонами.

Соответственно, звук обогащается обертонами, создаётся ощущение, что сигнал прошёл всю цепь сквозь преамп и резонирует в кабинете. Это же устройство выручает, если вы пришли отыграть концерт, а заявленного оборудования не оказалось и правильный звук поставить не получится. 

Collapse )

Так как я глубоко студийное существо и не планирую выступать, сейчас рассчитываю обменять педаль, поэтому по готовности — выложу видео с тестом. Следите за обновлениями!

Какая цепь эффектов для вас оптимальна и какую хотелось бы собрать? Оставляйте пожелания и демо в комментариях!

Инструментальные микрофоны

Вот мы и добрались до снятия звука с инструментов. Ранее, мы рассматривали реампинг как вид формирования звука и в материале описывалось, как он делается. Теперь, хочу акцентировать внимание на том, чем он делается. 

В студии я предпочитаю использовать для инструментов два вида микрофонов. Это кардиодный микрофон Октава МКЭ-2 и динамический Defender MIC-140.

Комплект микрофонов для домашнего реампинга инструментов;
Комплект микрофонов для домашнего реампинга инструментов;
Collapse )

Чёткий сигнал по всему спектру, с уверенной серединой это то, что добавит объёма треку. Дальнейшая эквализация расставит в инструменте акценты.

Какие микрофоны и для каких целей используются в вашей практике?