Эффект Хааса на практике

Суть эффекта Хааса состоит в том, что если звук прибывает от нескольких разноудаленных источников, то наш мозг идентифицирует только тот звук, который пришел раньше. Более того, задержка от 0 до 30 мс воспринимается мозгом как одно событие. 

Длительность от 30 до 50 мс уже воспринимаются как разные. С поправкой на инерционность слуха мы получим интересную зависимость эффектов. 

Слайд из лекции «Кодирование и сжатие графических, аудио- и видеоданных»;

Возьмём наш пример про 100 Hz — 10 kHz и сформируем два одинаковых по громкости и длительности синхронных сигнала. Поместим испытуемого в помещение без отражений. В результате, за счёт инерционности слуха он первым должен услышать высокий сигнал, а следующим — низкий. Высокий звук должен оказать маскирующий эффект на низкий.

Теперь, следуя эффекту Хааса, оба сигнала присылаем из разноудалённых источников, но дальний у нас будет более высокий. Испытуемого они достигнут по очереди. Кроме того, в силу строения мембраны, высокие звуки мы воспринимаем как более громкие. 

Следовательно, изданный немного раньше низкий сигнал окажет маскирующий сигнал на высокий, хотя и будет более отчётлив. При этом высокий сигнал покажется несколько «мягче».

Гельмут Хаас в своей диссертации в 1950-м году продемонстрировал, что более поздние звуки могут превосходить первый звук по интенсивности до 10 децибелл без ощутимой смены направления и это не меняет результа экспериментов.

Из примеров практического применения эффекта Хааса — Дворец Конгрессов московского Кремля. Это помещение, где искусственная реверберация полностью доминирует над естественным звуком. Реверберация производится подземными камерами дворца и передается в главный зал по трубам.

Дворец Конгрессов московского Кремля;

Теперь переместим источник низкого сигнала на большую дистанцию, а источник высого на ближнюю. На восприятие одновременно звучащих сигналов сначала наложится до 15 мс до входа низкого сигнала в резонанс с мембраной, а потом расстояние до источника звука. 

Оба звука будут восприняты как раздельные и длительность задержки увеличится.

Таким образом, за счёт моделирования высоты сигнала можно достичь различных результатов и эмулировать удалённость до источника звука непосредственно за счёт акустической системы.

Человеческая анатомия, несмотря на морфологическую изменчивость, обладает ограниченными возможностями. Они существуют, но выходят за пределы возможностей зрения человека. Это же следует считать правильным для строения слуха.

Томский государственный университет, Биологический институт, полная лекция:

Физическое ограничение на дыхание под водой, невозможность видеть рентгеновское излучение и слышать за пределами физических возможностей не даст нам сравняться с летучими мышами. Мутации тоже не рассматриваю как немассовое явление и, более того, не имею достаточной фактологической базы.

Здесь важно сделать оговорку — мы обсуждаем непосредственно физиологию слуха, а не комплекс ощущений в целом. Артефакты и вибрацию, звуковое давление и тёплое ламповое аналоговое прочие сопутствующие эффекты мы обсудим в следующих материалах про физику звука. 


promo home_music august 1, 00:40
Buy for 20 tokens
Журнал создан, в первую очередь, для единомышленников. Чтобы появляться в рубриках ЖЖ нужны некоторые вложения жжетонами. Приветствуются посты по любым хобби и интересам, технике, культуре и другим вменяемым направлением. (!) Не принимаются посты на тему политики, даже если я с ними…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.