Эффект Доплера в акустике

Эффект Доплера — изменение частоты и, соответственно, длины волны излучения, воспринимаемое наблюдателем (приёмником), вследствие движения источника излучения и/или движения наблюдателя (приёмника). 

К частному случаю эффекта Доплера можно отнести эффект изменения частоты звука при отражении и прохождении через границу между двумя средами, которая движется относительно самих сред, остающихся неподвижными. 

Эффект Доплера в акустике;
Подобная ситуация возникает при прохождении звука через фронт ударной волны в газе, когда характеристики газа по обе стороны фронта различны, или при распространении звука вдоль частично погруженного в жидкость стержня в процессе изменения уровня жидкости (при этом акустические свойства погруженной части стержня изменяются под влиянием реакции окружающей жидкости). 

Это цитата даёт нам представление о трансформации волны и возникновении резонанса отличного от чистого сигнала. Принимая во внимание резонанс мембраны, акустического кабинета, стен и мебели в помещении, а также тушки звукорежиссёра, мы в одном и том же помещении получим разные акустические результаты просто поменяв местами диван и стол. Ну, ещё если немножко откормим звукорежиссёра...

Звук проходит через среду «воздух» и встречается со средой «препятствие». Возникает резонанс, но он может возникнут на другой частоте. То есть, в резонансе ноты Ля 5 октавы участвуют все ноты Ля всех октав, если на это способен материал. 

На величину коэффициентов отражения и прохождения звука движение границы раздела сред не влияет. Эффет Доплера справедлив для волн любой природы, в том числе электромагнитных. Однако для последних он обусловлен только относительным движением источника и приемника.

Высокочастотное ослабление создает в реверберационном хвосте время затухания высоких частот меньшим, чем общее время затухания. Это используется для имитации сред, которые отражают только высокочастотные звуки. 

Например, покрытый деревом холл может отражать средние и высокие частоты весьма эффективно, и поглощать низкие частоты, так что, если вы хотите сымитировать такой деревянный холл, вы должны ослабить низкие частоты в хвосте и немного высокие, чтобы скопировать поглощение шторами, мягкой мебелью и воздухом.

Ещё один пример:

Если мы смоделировали сигнал на уровне инфразвука, то в бокале возникнет резонанс на той же ноте, что и исходный сигнал но обогащённый артефактами частот, на которые способен хрусталь. А теперь важный вывод. Этот эффект можно использовать при реставрации граммофонных записей. 

Если мы можем сэмулировать звук отражённый от среды, то мы можем сформировать исходный звук, получив данные по отражённой волне и материалу окружения. 

Особенно ценным будет знание о генераторе исходного сигнала. Например если это скрипка, то 4/4 позволит вычислить размер и форму деки. Если струны шёлковые, то мы поймём тембр.

Значит, имея пластинку 1905 года и понимая, что запись велась тогда механически в диапазоне 150 Hz 4 kHz или электроакустическим способом от 50 Hz до 10 kHz.

Мы сначала должны удалить все артефакты за пределами рабочей частоты звукозаписывающего аппарата, а потом из них получить партию без искажений и понять что это было — медный рупор или микрофон. Какое он давал эхо или какой был формы, давая такое искажение сигнала. 

Конечно это не вернёт нам на 100% звук партии, но даст очень чёткое представление о звучании конкретного инструмента и технике исполнения. 


promo home_music august 1, 00:40
Buy for 20 tokens
Журнал создан, в первую очередь, для единомышленников. Чтобы появляться в рубриках ЖЖ нужны некоторые вложения жжетонами. Приветствуются посты по любым хобби и интересам, технике, культуре и другим вменяемым направлением. (!) Не принимаются посты на тему политики, даже если я с ними…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.