#3. История струн и реставрация звука

Финальный материал из трилогии по истории струн. Наконец-то мы добрались до стальных струн. При этом нужно учитывать, что стальные струны в начале XX века, это совсем не те стальные струны, на которых мы играем сейчас. 

Советская «колючая проволока» для семиструнки в медной оплётка была очень даже ничего, по сравнению со своими массовыми современниками.

Третья струна производства СССР, приблизительно 1980-е годы;

Стальные струны

Со временем скрипачи стали переходить на стальные струны, особенно после того как в 1833 году на других инструментах были опробованы платиновые струны. После 1835 года стальные струны заменили латунные струны для мандолины. 

Мари Тайау была первой, кто использовал стальные струны ЛЯ и МИ, во время премьеры Романтического Концерта Годарда в 1876 году, на скрипке, сделанной Коллином-Мейнцем. Вероятно Витек и Бурместер, были первыми, кто (примерно с 1906 года) стал регулярно выступать на публике на стальных струнах.

В последующих материалах нам потребуется эта информация, так как при реставрации граммофонных записей до 1930 года мы можем слышать жильные струны на самых разных инструментах и нет гарантии, что металлическое звучание будет правдоподобным.

Плотность стали выше плотности шелка или жилки в 5,5 раз. После длительных экспериментов лучшей была признана Шведская сталь, произведенная с применением древесного угля, методы получения которой совершенствовались постоянно.

А это значит, что нужно моделировать тембр и затухание жильной или шёлковой струны. Таких сэмплов мне встречать не доводилось.

В 1923 году Флэш отметил, что в концертном зале стальные струны МИ несомненно лучше звучат, чем жильные, которые всегда остаются ненадежными (Искусство Игры на скрипке. Том 1), однако в 1938 году в Копенгагене Зигрфред Эберхард издал книгу под названием Wiederaufstieg oder Untergang der Kunst des Geigens: Die kunstfeindliche Stahlsaite (Восстановление или снижение искусства игры на скрипке: Стальные струны - враг искусства).

И снова мы получаем бесценную информацию о подкладке под струной МИ. Она определённо будет влиять на тембр и появление артефактов. Иногда использую слабую резинку, чтобы сделать глушение равномерным и уменьшить сустейн на открытых струнах.

Тем не менее, многие музыканты приветствовали появление новой струны МИ, особенно те, кто выступал в танцевальных ансамблях или в популярно-музыкальных группах. Часто они были вынуждены играть в заполненных дымом, жарких помещениях, все в поту, а также бороться с условиями игры на открытом воздухе. 

На стальные струны меньше воздействовала погода, они стояли неопределенно долго, а также позволяли использовать высокие ноты, которые звучали громко и могли конкурировать с трубой, саксофоном и ударными инструментами. Эти музыканты требовали, чтобы все четыре струны, были сделаны из стали. 

Для высоко артистических целей сталь была только компромиссом, что со временем привело к использованию стали и других металлов в качестве основы витых струн.

И здесь мы видим приоритет стальных струн над жильными для совеменной музыки тех лет. То есть, джаз и фокстрот более правильно реставрировать с использованием стальных струн с медной или бронзовой обмоткой. Стоит избегать серебрянную, но можно попробовать использовать сэмплы с алюминиевой или бронзовой обмоткой.

Массовое распространение

В Соединенных Штатах во время 1-ой Мировой Войны стальные струны стали весьма распространенными, так как жильные импортировались из Германии и были практически недоступны. В Германии же в 1920 году, в контрактах, которые подписывали музыканты профессиональных оркестров оговаривалось, что стальные струны не должны использоваться. 

На записях после 1920-х годов стоит избегать подкладывать сэмплы стальных струн на записи, как минимум, классических произведений. Либо нужно дополнительно смотреть период, состав и райдер оркестра.

Известно, что стальные струны хорошо звучат не на всех инструментах, особенно на имеющих выгнутый свод скрипках.Нападки на стальные струны продолжались. В 1949 Минготти возобновил военные действия после небольшого перерыва. 

Флэш, в первой главе своей книги о скрипичной аппликатуре, посвящает много места одной специфической проблеме: открытая струна МИ часто не имеет мгновенного отклика при игре в быстром темпе. 

Здесь не очень понятно, играли на опережение или в партии появлялась задержка? Если попадётся винил тех лет, нужно будет выделить инструмент в соло и замерять лаг.

Франц Томастик из Вены, благодаря новой технологии, изобрел новый вид металлических витых струн по имени которого их и стали называть. Эти струны имели целый ряд преимуществ: они стояли неопределенно долго, были нечувствительны к нагреву, влажности, или поту рук (что делает их идеальными для тропического климата), и четко держали строй в течение несколько дней и даже недель. 

К сожалению, они имели также и серьезные недостатки: их натяжение было выше обычного, что неблагоприятно воздействовало на инструмент, и из-за своей жесткости, особенно поначалу, они требовали совершенно другой смычковой техники, а также плохо звучали на пиццикато.

Велик риск, подкладывая сэмпл, смоделировать в корне неправильное звучание. Проверять и ещё раз проверять.

Примерно в это же время, Стокгольмский производитель струн Фроджел, развил идею Томастика, придумав точно калиброванную струну ПРИМ, в которой была решена проблема между чувствительностью и упругостью с одной стороны и долговечностью с другой.

The Amadeus Book of the Violin" © 1998 by Amadeus Press

Перевод опубликован с сокращениями с разрешения автора — производителя струн «Господин Музыкант». Полный текст перевода вы можете найти на сайте www.gmstrings.ru

Часть №1

Часть №2

Не забывайте оставлять комментарии. Ваше мнение очень важно для всех нас. )) 

Учитывая, сколько нюансов входит в процесс реставрации записей, каждое мнение, легенда, предложение или лайфхак будут внимательно изучены и законспектированы для потомков! 


promo home_music august 1, 00:40
Buy for 20 tokens
Журнал создан, в первую очередь, для единомышленников. Чтобы появляться в рубриках ЖЖ нужны некоторые вложения жжетонами. Приветствуются посты по любым хобби и интересам, технике, культуре и другим вменяемым направлением. (!) Не принимаются посты на тему политики, даже если я с ними…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.