#2. История струн и реставрация звука

В первом материале мы рассмотрели историю струн и закончили на том, что к 18-му веку в науке изучение колебаний приобрело системный характер и активно совершенствовались технологии изготовления струн.

Материалы струн оставались всё те же, но появились явные попытки поставить знания на научную основу и определить зависимости.

Струны для акустических и электрогитар, СССР, 80-е годы;

Продолжим

В 1803 году Бауд издал свою работу "Сравнение жильных и шелковых струны для музыкальных инструментов." Несмотря на то, что шелковые струны и были в ходу в течение XIX века, обладая свойствами не реагировать на жару и повышенную влажность, они так и не стали широко распространенными, поскольку плохо держали строй, вытягиваясь до 20 процентов в длину.

Известно, что если настроить струны на более низкий тон, они будут плохо звучать, поскольку станут недостаточно толсты для своего натяжения. Именно поэтому композиторы до Корелли редко использовали ноты, исполняемые на струне СОЛЬ. 

При создании стилизаций нужно учитывать этот факт и стараться избегать часто использовать ноты струны СОЛЬ в струнных партиях. Тогда повысится реалистичность произведений. 

Обмотка струны

В XVII веке французский физик Сейнт-Коломб выдвинул идею применения обмотки для басовых струн, и получения за ее счет нужной массы при меньшем объеме. В 1765 он сделал первую струну с медной обмоткой. Позднее, благодаря специальным машинам, процесс обмотки был значительно усовершенствован. 

Важную роль играет материал, из которого сделана обмотка. Некоторое время для высококачественных струн применялся сплав серебра; для менее дорогих струн обмотка струн СОЛЬ, РЕ, ЛЯ делалась из меди, бронзы, алюминия или сплавов. 

Серебряная обмотка струн РЕ была встречена с сопротивлением; в 1900 году Джокиш заявлял, что такие струны не имели "того характерного полного, красивого звука хорошей жильной струны РЕ", но, с другой стороны, они не испытывали "типичной хрипоты и неуверенной реакции" жильной струны в нижней части диапазона. Паганини, по общему мнению, был первым солистом, который стал использовать витые струны.

Когда при реставрации мы замечаем артефакты, характерные для металлических струн, нужно делать поправку на материал, а именно избегать при сэмплировании струн с серебрянной обмоткой.  

Струны без обмотки

Со струной МИ проблемы были иного свойства. Применение жильных струн создавало конфликт между их массой и натяжением. Их нельзя было удлинять больше чем на 15 процентов, иначе у струн оказывался малый запас прочности и они быстро рвались. 

Сегодня мы едва ли можем вообразить те неприятности, которые могли вызывать квинты. Солист мог ждать обрыва струны даже во время концерта. Чтобы этого не случилось, для репетиции перед выступлением, Диттерсдорф рекомендовал использовать только три нижних струны. 

В 1888 году Крейслер, в возрасте менее тринадцати лет, будучи впервые в Соединенных Штатах, порвал две струны МИ при исполнении Концерта Мендельсона. Медленную часть он сыграл на струне ЛЯ, а в финале выхватил скрипку у концертмейстера. 

The Amadeus Book of the Violin" © 1998 by Amadeus Press

Перевод опубликован с сокращениями, с разрешения автора — производителя струн «Господин Музыкант». Полный текст перевода вы можете найти на сайте www.gmstrings.ru

Часть №1

Часть №3

P.S. Для тех кто знает меня лично — коллеги, вы когда что-то спрашиваете по статье, пишите в комментарии, пожалуйста. Я точно так же отвечу как и в скайп, только это может быть интересно остальным читателям. Кроме того, я знаю только то, что знаю. А здесь больше людей, мнений и доводов. Так гораздо интереснее! ))

Как часто вы меняете струны, чем чистите, всегда ли ставите новые на запись? Пишите в комментарии, добавляйтесь в друзья, не стесняйтесь!

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.